В начале своего рассказа я хотела бы предупредить нетерпеливого читателя, что по сути мой рассказ - это история семьи Терёхиных из д. Большое Покровское Борского р-на Нижегородской области, написанная в жанре "родовое дерево". Обычно я ограничиваюсь описанием скупых фактов из жизни дедов и родителей гармонщика, но в данном случае впервые мне пришлось изучать корни родового дерева до 4-го колена, добравшись до 1801г.
Терёхин Герман ( Святослав) Николаевич (1930-2006) родился в деревне Большое Покровское Линдовского района Горьковской области, расположенной в 8 км на северо-запад от станции Линда. Кроме Святослава в семье родителей были еще 2 сына: Юрий 1926 г.р. и Евгений 1928 г.р.
Местность, в которой жили предки Терёхиных, относилась сначала к Балахнинскому уезду Нижегородской губернии, затем к Семеновскому уезду. По 6-й ревизии 1811 г. деревни в местности,
где жили предки Терехиных, принадлежали помещику Никите Григорьевичу Волконскому (1781-1841).
Н.Г. Волконскому принадлежали крестьяне следующих деревень и сёл: Афанасово, с. Васильково, Верхнее, Волково, сельцо Дроздово, Долгово, Заево (Заикино), Запрудное,с. Захарово, Елькино, Жидки, Каликино, Камешки, Кобелево, Коробищи, Королёво, Косарево, Кривцево, Кулаково, Малиновый починок, Мешково, Мироново, Мордвинки, Наумово, Подкопайки, Покровское Большое, Покровское Малое, Подрезово, Попово малое, Попово большое, Плутово, Разливайки, Рябово, Содомово, Соколово, Сосновая Грива, с. Слободское, Смышляйки, Тайново, с. Узлово, сельцо Уткино, Федевка, Филипповское, Халявино, Хвалынки, Шубино, Юркино.
Последним помещиком этих деревень по 9-й и 10-й ревизии был внук Григория Семеновича Волконского и Александры Николаевны Репниной Александр Никитович Волконский (1811-1878). Наследницей А.Н. Волконского стала дочь управляющего имением в Урусово Тульской губернии Надежда Васильевна Ильина-Кампанари (1855-1923).
Несомненно, что кустарь-гармонщик обладает такими чертами характера как аккуратность, дисциплина, усидчивость, способность к кропотливому ювелирному труду. Он имеет пытливый ум и инженерные способности. И все эти качества прививаются человеку в раннем детстве в семье.

Однажды липчанина Владимира Мелихова за компанию с фольклорным ансамблем «Воскресение» пригласили в Калининград на международный фестиваль народных коллективов. Вечером участники из разных стран собрались вместе пообщаться в неформальной обстановке. Наш земляк скромно стоял в стороне со своим «экспонатом» — елецкой рояльной гармошкой. А потом решился — эх, была не была! И заиграл матаню. Игра на диковинном для многих инструменте привлекла всеобщее внимание — и вскоре вокруг нашего земляка собралась целая толпа.

Гармошка издавна заводила и объединяла людей. В селах до сих пор бытует понятие «сыграть свадьбу».

Но удивили участников фестиваля больше не внешний вид «роялки» и не игра на ней, а то, что сделана она полностью вручную. Владимир Алексеевич называет себя единственным мастером и не признает «гармонных плотников», которые делают самостоятельно, к примеру, лишь корпуса или собирают инструмент уже из готовых деталей.

— Вот дам я доски и металл, и если человек изготовит мне рояльную гармонь да настроит ее, тогда скажу: мастер! — такова позиция Мелихова.

Из села за границу

В юности Мелихов с товарищами по общежитию решил научиться играть на гитаре. Отправились в ближайший ДК записываться, но мест не оказалось, и парням порекомендовали народные танцы. Нехотя ребята согласились — нужно же чем-то заниматься в свободное время, да так и остались. Увлечение пригодилось им в армии: все годы службы в Архангельске они были участниками военного ансамбля песни и пляски гарнизонного Дома офицеров.

Вместе с липецким ансамблем «Трудовые резервы» (позже переименованным в «Калинку») Владимир Мелихов выступал на самых разных сценах. Талантливый сельский парень побывал на гастролях в Турции, Польше, Греции, ФРГ, на Мальте и Кипре, был участником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и Дня ВМФ в Севастополе. Пропагандировал родную культуру языком танца.

Рождение Инструмента

С гармонью, без которой еще несколько десятков лет назад было невозможно представить жизнь на селе, Владимир был знаком с детства. Отец поигрывал, да и от дяди досталась старая «роялка». Но по-настоящему он влюбился в инструмент, когда в клуб завода баянист-аккомпаниатор привез свою, зыбинскую, гармонь.

— Взял в руки — словно сама играет! — вспоминает Владимир Алексеевич. — Вот что значит — мастерски сделана! Душа моя загорелась — теперь за другой инструмент и браться не хотелось. А как купить? При зарплате сварщика в 160-180 рублей приобрести гармонь за 700-800 — слишком накладно. И я решил изготовить ее сам.

Какова же была радость, когда Мелихов узнал, что мастер — Александр Семенович Зыбин — жив. В ближайшие же выходные молодой человек отправился в Елец. Встретили его, правда, без энтузиазма — столько таких же приезжало. Зыбин все пытался побеседовать с гостем «за жизнь», не обращая внимания на его попытки перевести разговор на «рояльную» тему. По крупицам выуживал Мелихов эту информацию и в следующую субботу вновь был у Зыбина. И так учился почти два года.

И вот однажды мастер молча встал, достал инструменты и планку (это основа, от которой в итоге и зависит, как будет звучать гармонь). Без всяких комментариев сделал ее и предложил ученику повторить, а сам отправился спать. А когда вернулся, даже не поверил, что у Мелихова это первый опыт работы с планкой. Холодность в отношениях пропала, и с тех пор до конца своей жизни Александр Семенович уже с радостью делился секретами своего мастерства.

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Описание

Когда звучит великолепная музыка, мало кто задумывается, только ли от мастерства исполнителя это зависит? За каждым безупречным исполнением стоит целая группа мастеров своего дела, пусть и не настолько заметных для слушателя. Наш автор Ольга Почина предприняла визит в мастерскую настройщика, а такой визит – сродни экскурсии за кулисы театра. Ведь здесь процесс рождения музыки предстаёт с неожиданной стороны…

Повсюду лежат, стоят и висят различные детали и фрагменты инструментов, какие-то струны, молоточки. А хозяин мастерской напоминает доктора, главная задача которого – добиться, чтобы к каждому его «пациенту» вернулся голос и достойный внешний вид.

Кустарь -гармонщик Гнусов Юрий Николаевич (1934-1995) родился в  д.Зыково в большой крестьянской семье. Отец Юрия  Николай Александрович Гнусов  (1905-1965) в войну  был замполитом  в  8-м отдельном офицерском штрафбате в дивизии К.К.Рокоссовского. Немцы называли этот штрафбат «Бандой Рокоссовского».  Николай  Гнусов  был коммунистом, некоторое время работал 3-м секретарем райкома партии КПСС, а после войны трудился на фабрике ПОШ начальником отдела кадров.

Удивительный факт мне удалось узнать о предках гармонщика Ю.Н. Гнусова по отцовской линии. Они жили в д. Сунгурово(Дьяконово) и имели фамилию  ВОЛКОВЫ. Но когда дед Юрия Николаевича Александр Волков остался сиротой, то его взяла на воспитание родственница из д. Зыково Таисья  Гнусова. Так после усыновления в приемной семье сирота Саша Волков стал Сашей Гнусовым. Юрий Гнусов ходил в гости к тетке в д. Коринки.

Мама гармонщика Юрия Гнусова Анастасия Филипповна Ракова (1908-1994)  была родом из д Темряшино. Настя вместе с младшим братом Мишей  в 10 лет осталась без матери. По семейной легенде семья Раковых в голодный год подалась на заработки вниз по Волге в сторону Саратова. Но там свирепствовала холера,  и мать семейства Агриппина умерла в чужом краю от этой страшной болезни. Вдовец Филипп, похоронив в чужом краю молодую жену, приехал снова на родину в Темряшино и вскоре женился вторым браком на женщине с маленькой дочерью Шурой. Мачеха  Александра отдала Настю в работницы в посёлок 1-й войлочной фабрики, а Мишу в детский дом.  Семейные отношения такого рода не редкость и даже описаны в песнях, как например:

 

Я кончаю петь песню грустную

И хочу вам, мужчины, сказать:

«Коль умрет у вас жена первая, 

То вторая уж детям не мать»

 

Со второй женой Александрой  у деда Юрия Гнусова по материнской линии Филиппа Лукояновича Ракова родились до войны  ещё 2 дочери:  Евдокия –( в браке Сальцина) и Татьяна ( в браке Лётчикова) и сын Николай.

Разбила как-то Настя Ракова чугунок, сидит на крылечке хозяйского дома и горько плачет, боится, что злая  хозяйка ругать её будет. Мимо проезжал на лошади отец Насти Филипп Лукоянович, остановился, пожалел её, но не забрал её из работниц обратно в свой дом. Может тогда и зародилась в голове Насти Раковой мысль, что нужно побыстрее создать свою семью, чтобы избавиться от хозяйской тирании. Дом, в котором в работницах трудилась Настя,  был неподалеку от проходной 1-й войлочной фабрики. И стала Настя заглядываться на молодого рыженького инструктора ФЗУ ( фабрично-заводского училища) Колю Гнусова, который приводил своих подопечных на практику на войлочную фабрику. Они поженились, когда Насте было всего 17 лет. И родились у них 5 сыновей и две дочери.

Старший брат Юрия  Лев Николаевич  1928-1988 работал в Нижнем Новгороде мастером на автозаводе. Второй брат Ю.Н. Гнусова  Анатолий Николаевич (1930-2000) трудился в г. Бор в автокомбинате водителем автобуса. Третим сыном четы Гнусовых был Юрий. Брат Юрия Евгений (1940-1999)  работал трактористом на 1-й войлочной фабрике.   Младшим сыном семейства Гнусовых был Серафим Николаевич (1942-2012). Он был военнослужащим, закончил службу в чине подполковника. Новый сервис мфк лайм займ ооо личный кабинет здесь можно быстро получить займ..

Старшая сестра Юрия Николаевича Фаина ( в браке Антипанова)  1938г.р. всю жизнь жила вблизи родового гнезда 

Юрий Гнусов с сестрой Фаиной 

( в поселке 1-й  фабрики) и была работницей войлочной фабрики. Она большая рукодельница, отлично вяжет крючком и спицами, вышивает крестиком картины. Муж её    Александр Григорьевич Антипанов (1934-1994) был отличным гармонистом и Юрий Николаевич сделал для него заказную кустарную хромку. Семья Антипановых переехала в д. Зыково из Кировской области, Йошкар-Олинского р-на  д. Улеш.

Младшая сестра Ю.Н. Гнусова Людмила  родилась уже после войны в 1946г.

Нужно отметить добрый нрав и незлобивый характер  мамы гармонного мастер Ю.Н. Гнусова Анастасии Филипповны Она не держала зла на мачеху Александру и отца Филиппа за трудное детство и часто проведывала тятю ( так она называла папу), сводных сестёр и брата  в Темряшево.

Вспомним фамилии жителей деревни Зыково: Горбачевы, Гнусовы, Котовы, Кулагины, Маслен-никовы, Мозохины, Питкалевы, Рыжаковы, Смирновы, Тихоновы, Фокины, Чеботаревы, Шуваловы, Ястребовы. Защищая родину от фашистов, погибли 29 мужчин из этой маленькой деревни.

Обсудить эту статью на форуме (1 ответов).